МБОУ "Остерская средняя школа"
с.Остер Рославльский район Смоленская область
  • Школьное лесничество

    Введение.

    Вводное занятие. Цели, задачи изучения. Предмет изучения. Знакомство обучающихся с планом работы объединения.

    Практические занятия.

    Составление календаря фенологических наблюдений.

    Экскурсия в лесопарковую зону.

    Раздел I. Лес в нашей жизни.

    Тема 1. Общее понятие о лесе.

    Лес как один из основных элементов земной поверхности. Лес и лесная промышленность. Учение Г.Ф.Морозова о лесе как природном явлении, включающем не только лесную растительность, но и среду обитания. Понятие о лесном биогеоценозе. Вклад В.Н.Сукачева в исследование. Лес как открытая экосистема. Лесное хозяйство и его задачи.

    Практические занятия.

    1. Сбор семян и ягод для подкормки зимующих птиц.

    2. Изучение видового разнообразия деревьев и кустарников в ближайшем лесу или парке.

    3. Ведение фенологических наблюдений.

    4. Изучение дополнительной литературы.

    Видеофильм «Лес – народное богатство».

    Экскурсия в лесной массив.

    Тема 2. Многосторонняя ценность леса.

    Средообразующая роль леса. Воздухоохранная роль леса: регулирование баланса кислорода и диоксида углерода, влияние на микроклимат, ослабление радиации, защита от шума, выделение фитонцидов и др.

    Почвозащитная роль леса. Предохранение почвы от водной и ветровой эрозии, выдувания и разрушения плодородного слоя почвы. Сохранение влаги. Полезащитные функции леса. Роль леса в закреплении песков.

    Значение леса в накоплении влаги и регулирование водного баланса в почве, водоохранная роль леса.

    Лес как место обитания животных.

    «Космическая роль леса».

    Лес и искусство. Лес как источник эстетического воспитания. Лес в произведениях писателей, поэтов, музыкантов, художников. Лес и народное творчество. Лес в легендах и преданиях.

    Лес и здоровье. Лекарственные ресурсы леса. Дикорастущие лекарственные растения. Рекреационное значение лесов.

    Экономическое значение леса. Почему лес называют «зеленым золотом»? Группы лесов. Древесина – продукт леса. Пищевые ресурсы леса и их запасы. Дикорастущие лесные плодовые и ягодные растения, травянистые растения, грибы, имеющие пищевое значение.

    Практические занятия.

    1. Изучение и определение по гербарным экземплярам растений леса.

    2. Растения – индикаторы водного режима почв.

    3. Изучение состава почв.

    4. Определение кислотности почв по растениям-индикаторам.

    5. Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны.

    6. Влияние загрязненности воздуха на эпифитный лишайниковый покров стволов деревьев.

    7. Определение возраста деревьев.

    8. Ведение фенологических наблюдений.

    9. Анализ влияния факторов среды на видовое многообразие леса.

    10. Изучение дополнительной литературы.

    Экскурсия в лес для ознакомления с лесными культурами; для определения типов леса по растительному покрову.

    Экскурсия на деревообрабатывающее предприятие.

    Тема 3. История взаимоотношений леса и человека.

    Лес и религия. Культура древних охотников и собирателей растений. Влияние древних аграрных цивилизаций и современных цивилизаций на леса. Вырубки, пожары, загрязнения атмосферы – современные факторы, влияющие на леса.

    Глобальная проблема обезлесивания.

    История приведения « в известность лесов» и их охрана в России и своей местности.

    Практические занятия.

    1. Мониторинг влияния вырубки леса на состояние экосистемы.

    2. Влияние низового пожара на состояние экосистемы.

    3. Ведение фенологических наблюдений.

    4. Изучение дополнительной литературы.

    Экскурсия в лесной массив.

    Экскурсия в лесное хозяйство.

    Раздел II. Леса планеты Земля.

    Тема 4. Основные лесные экосистемы мира и России.

    Общая характеристика лесов мира. Лесопокрытая площадь на различных материках и в различных странах. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Лесистость территории.

    Лесотундра. Географическое положение и особенности территории. Линия границы лесотундры в Евразии и Северной Америке. Влияние климата и хозяйственной деятельности на изменение границы лесотундры. Видовой состав растительности. Особенности природопользования в зоне лесотундры. Охрана природных комплексов лесотундры.

    Леса умеренного пояса. Географическое положение и состав. Зона тайги и зона смешанных и широколиственных лесов.

    Хозяйственная деятельность человека в тайге и ее влияние на состав растительных сообществ. Таежные леса на территории России. Европейская тайга и Азиатская тайга. Особенности и формы хозяйственного освоения и использования тайги. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы России

    Видовой состав смешанных и широколиственных лесов. Смешанные и широколиственные леса на территории России, их краткая характеристика.

    Заповедники и заказники, национальные парки.

    Лесостепь и степь. Лесные экосистемы в зоне лесостепи и степи, их особенности, характер распространения. Видовой состав и возрастающее значение леса в этой зоне. Формы и методы лесоразведения.

    Саванны и редколесья. Особенность лесных насаждений в этой зоне. Географическое положение саванн и редколесий на различных материках. Видовой состав растительности. Особенность отдельных представителей. Влияние климата не растительность. Хозяйственное использование леса, особенности его охраны.

    Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники. Географическое положение лесов, их состав, особенность различных видов растений. Природные комплексы, характерные для данной природной зоны, роль леса в этих комплексах. Влияние климата на характер и видовой состав лесов.

    Переменно – влажные и муссонные леса. Географическое положение данного типа лесов. Тип климата, соответствующий их формированию. Видовой состав растительности, особенности отдельных видов. Хозяйственное использование лесов. Роль лесов в жизни населения. Особенности быта и жизни населения, связанные с лесом.

    Влажные экваториальные леса. Географическое положение, состав и особенности растительности, составляющей экваториальные леса. Характеристика отдельных растений. Влияние экваториального леса на жизнь и быт местного населения. Влияние деятельности человека на экологию экваториального леса. Роль экваториальных и тропических лесов в формировании климата. Причины сокращения площади тропических и экваториальных лесов. Сохранение тропических и экваториальных лесов.

    Практические занятия.

    1. Изучение карты «Растительный мир Земли».

    2. Изучение и определение по гербарным экземплярам растений планеты Земля.

    3. Ведение фенологических наблюдений, оформление календаря природы.

    4. Изучение дополнительной литературы.

    6. Звездный час (обобщающее занятие): «Сохраним природу России».

    7. Игра – викторина «Тайны леса».

    Тема 5. Заповедные леса.

    Жемчужины природы – заповедные леса. История заповедного дела в России и своей местности. Вклад И.Н. Бородина, Г.А. Кожевникова, А.П. Богданова, В.В. Докучаева в развитии заповедного дела. Современное состояние и проблемы заповедного дела в России. Красная книга.

    Практические занятия.

    1. Изучение дополнительной литературы.

    2. Сбор и обобщение материалов по истории заповедного дела в своей местности, оформление альбома: «Их нужно спасти».

    Экскурсия в национальный парк «Смоленское Поозерье».

    Видеофильм «Заповедные места России».

    Раздел III. Проблемы лесопользования.

    Тема 6. Лесопользование.

    Лесопользование как юридически и экономически регламентированная совокупность форм и методов комплексного использования лесных богатств (Н.Ф. Реймерс). Виды лесопользования: главное – заготовка древесины, промежуточное – заготовка древесины и второстепенных лесных материалов и др.; побочное – заготовка ягод, грибов, сенокошение и т. д. Пользование лесом в научно-исследовательских целях и целях рекреации; для нужд охотничьего хозяйства и других нужд.

    Практические занятия.

    1. Наблюдения и подкормка диких птиц и животных.

    2. Ведение фенологических наблюдений, оформление дневника наблюдений.

    3. Изготовление поделок из природного материала.

    4. Изучение дополнительной литературы.

    Экскурсия на деревообрабатывающее предприятие.

    Тема 7. Принципы лесопользования.

    Основы лесного законодательства и основные принципы организации рационального лесопользования. Непрерывное и неистощительное лесопользование. Дифференциация лесов по народно-хозяйственному и экологическому значению, т. е. установление принципиальных различий в ведении хозяйства в лесах с приоритетом промышленно-сырьевого и социально-экономического назначения. Учет лесного фонда. Промышленное лесопользование как вид главного лесопользования.

    Практические занятия.

    1. Составление комплексной характеристики леса.

    2. Изучение и определение видового разнообразия деревьев, кустарников и травянистой растительности в лесу.

    3. Ведение фенологических наблюдений.

    4. Изучение дополнительной литературы.

    Тема 8. Рубки главного пользования.

    Общие понятия о рубках леса и их размерах. Рубки главного пользования: сплошные, выборочные, постепенные. Комплекс по восстановлению лесов на вырубках.

    Практические занятия.

    1. Работа с определителями по распознаванию древесных пород нашей местности.

    2. Изготовление коллекции образцов древесных пород, растущих в лесу.

    3. Ведение фенологических наблюдений.

    4. Изучение дополнительной литературы.

    Экскурсия в лесное хозяйство с целью знакомства с лесохозяйственной техникой и производством.

    Тема 9. Комплексное использование древесины.

    Переработка древесины: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность, лесохимия. Основные районы заготовок древесины в Российской Федерации. Механическая обработка древесины (лесопиление, производство деревянных домов, мебели) и ее география. Целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры. Лесохимия. Экологические проблемы.

    Практические занятия.

    1. Наблюдения за древесными растениями: изучение условий обитания, особенностей произрастания, отношения с другими растениями, животными, паразиты и болезни, «поведение» растения.

    2. Изучение и определение древесных растений нашей местности.

    3. Изготовление коллекции образцов древесных пород, растущих в лесу.

    4. Знакомство с готовыми видами продукции, получаемой после обработки древесины.

    5. Изучение дополнительной литературы.

    Экскурсия на мебельное производство, на лесной склад для ознакомления с видами лесоматериалов.

    Экскурсия в лесное хозяйство.

    Тема 10. Лесная рекреация.

    Рекреационная привлекательность лесов: лесистость, породный состав, бонитет, пересеченность рельефа, наличие и протяженность береговой полосы водных объектов, медико – биологические особенности района. Рекреационная оценка лесов Российской Федерации. Рекреационные леса. Основы лесного законодательства. Рекреационные леса своей местности. Типы леса, используемые для отдыха. Воздействие рекреационных нагрузок на лесное сообщество. Пути оптимизации взаимоотношений человека и леса в процессе отдыха и туризма. Использование, охрана и воспроизводство промысловых зверей, рыб, птиц.

    Практические занятия.

    1. Изучение влияния рекреационной нагрузки в местах отдыха.

    2. Изучение рельефа местности.

    3. Изучение медико-биологических особенностей района.

    4. Ведение фенологических наблюдений, оформление календаря природы.

    5. Изучение дополнительной литературы.

    Раздел IV. Влияние человека на состояние лесов.

    Тема 11. Загрязнение окружающей среды и лес.

    Виды загрязнителей. Влияние физического, химического, биологического загрязнения и др. Загрязнение леса бытовыми и другими отходами и отбросами. Оценка влияния загрязнителей на лес. Меры по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды.

    Практические занятия.

    1. Изучение влияния деятельности человека на жизнь леса.

    2. Очистка лесосек.

    3. Уход за питомником и лесными культурами.

    4. Уход за муравейниками.

    5. Проведение биотехнических мероприятий: охрана и расселение муравейников.

    6. Оценка загрязнения леса бытовыми отходами.

    7. Изучение дополнительной литературы.

    8. В мир лесной гармонии.

    Тема 12. Лесные пожары.

    Горимость лесов земного шара. Понятие о лесном пожаре. Причины возникновения и распространения лесных пожаров. Пожарная опасность в лесу. Пожароопасный сезон. Виды лесных пожаров: низовой, верховой, почвенный пожар. Площадь лесного пожара. Элементы пожара. Суточный цикл его развития. Обнаружение лесного пожара. Способы и приемы тушения. Техника безопасности при тушении. Действия человека при пожаре. Предупреждение лесных пожаров. Наземная, авиационная охрана лесов. Охрана лесов от пожаров в Основах лесного законодательства.

    Практические занятия.

    1. Изготовление наглядной агитации.

    2. Изучение правил поведения в лесу.

    3. Изучение способов и приемов тушения пожара.

    4. Изучение дополнительной литературы.

    Тема 13. Болезни и вредители леса.

    Причины, вызывающие заболевания. Болезни леса: инфекционные и неинфекционные. Болезни, вызванные антропогенной деятельностью. Диагностика заболеваний леса. Меры борьбы с заболеваниями. Биоиндикация.

    Первичные вредители леса. Меры борьбы с ними. Вторичные вредители леса (стволовые) и меры борьбы с ними. Вредители питомников. Основные болезни леса, вызываемые антропогенной деятельностью, бактериологическими воздействиями. Диагностика повреждения древесины насекомыми. Организационно- технические, профилактические, защитные, химические и нехимические меры по защите леса. Прогнозирование размножения вредителей леса. Лесопатологический мониторинг как часть лесного мониторинга, прогнозирование размножения вредителей и болезней.

    Практические занятия.

    1. Изучение (по гербариям) местных болезней древесных пород.

    2. Изучение строения грибницы и органов спороношения (на примере мукоровых грибов). Рассмотрение и зарисовка гименофора и спор грибов.

    3. Изучение по коллекциям местных вредителей леса.

    4. Простейшее обследование леса для установления повреждений вредителями и заболеваниями местных пород, участие в борьбе с ними.

    5. Знакомство с типами и характером повреждений местных древесных пород.

    6. Фенологические наблюдения за полезными и вредными обитателями леса.

    7. Размножение муравейников.

    8. Овладение приемами по технике безопасности при работе с ядовитыми веществами.

    9. Изучение дополнительной литературы.

    Тема 14. Лесовосстановление и лесоразведение.

    Значение и цели лесовосстановления и лесоразведения. Естественное и искусственное восстановление лесов. Фонд лесовосстановления. Меры содействия естественному возобновлению леса. Способы и методы создания и выращивания лесных культур, оценка их качества. Обеспечение лесокультурных работ районированными семенами и посадочным материалом.

    Практические занятия.

    1. Опытническая и исследовательская работа.

    2. Определение абсолютного веса, чистоты, всхожести и хозяйственной годности семян.

    3. Расчет потребности в семенах, саженцах и черенках при различных схемах посева и посадки.

    4. Составление примерного календарного плана работ в питомнике.

    5. Работы в лесопитомнике: уход за питомником и лесными культурами, очистка лесосек.

    6. Ведение фенологических наблюдений.

    7. Изучение дополнительной литературы.

    Тема 15. Влияние рекреационной деятельности человека на лес.

    Организованный и неорганизованный отдых в лесу. Значение национальных парков в рекреационных целях. Воздействие человека на лес. Воздействие антропогенных нагрузок. Вытаптывание. Шумовое воздействие. Правила поведения в лесу. Пути оптимизации рекреационного лесопользования.

    Практические занятия.

    1. Мониторинг состояния ландшафтов, испытывающих рекреационную нагрузку в местах отдыха.

    2. Ведение фенологических наблюдений.

    3. Изучение дополнительной литературы.

    Видеофильм «Лес и человек».

    Тема 16. На службе у леса.

    Профессии, связанные с лесом. Государственная лесная охрана, ее задачи, обязанности и права работников гослесохраны. Знаменитые лесоводы России: К.Ф. Тюрмер, Н.К. Генко, Д.М. Кравчинский, К.С. Шадуров и др. Ученые – лесоводы. Путь к мастерству. Подготовка кадров для лесного хозяйства. Юные помощники леса. Школьные лесничества. Правовые вопросы охраны леса.

    Практические занятия.

    1. Составление плана работы в питомнике.

    2. Ведение фенологических наблюдений.

    3. Изучение дополнительной литературы.

    4. Опытническая и исследовательская работа в лесничестве.

    Раздел V. Будущее лесов.

    Тема 17. Методы изучения лесов.

    Мониторинг как процесс наблюдения, оценки и прогноза состояния лесной экосистемы. Анализ факторов среды (горные породы, рельеф, климат, почвы, воды). Анализ различных видов отношений между организмами в экосистеме леса. Изучение влияния человека на жизнь леса. Вклад Г.Ф. Морозова, В.Н. Сукачева в разработку методов изучения лесов. Современные методы изучения лесов.

    Практические занятия.

    1. Мониторинг наблюдения, оценки и прогноза состояния лесной экосистемы.

    2. Составление карты леса с нанесением муравейников, мест гнездования птиц, мест произрастания ценных растений и других охраняемых растений.

    3. Ведение фенологических наблюдений.

    4. Изучение дополнительной литературы.

    Тема 18. Международное сотрудничество по охране

    лесов на планете.

    История, цели, принципы, основные формы сотрудничества. Основные международные организации, занимающиеся охраной лесов. Общественные организации по охране леса. Основные правовые документы в области охраны окружающей среды и устойчивого развития (Страсбург – 92,

    Рио – де – Жанейро – 92, Монреаль – 93 и др.) в сохранении, использовании и охране лесов на планете. Участие России в международном сотрудничестве по охране лесов.

    Практические занятия.

    1. Изучение дополнительной литературы.

    2. Итоговый семинар (или конференция).

    2 год обучения

    Раздел I. Введение.

    Тема 1. Введение. Охрана природы и экологический мониторинг.

    (10 часов)

    Раздел II. Понятие о лесе.

    Тема 2. Лес, как элемент географического ландшафта. Значение леса в жизни человеческого общества. Лесной фонд Смоленщины, местного лесхоза. (8 часов)

    Раздел III. Хозяйственное значение леса.

    Тема 3. Основные древесные породы лесов России и Смоленщины, их хозяйственное значение. (32 часа)

    Тема 4. Лес и среда. Учение о лесе как о фитоценозе. Типы леса. (16 часов)

    Раздел IV. Лесовосстановление.

    Тема 5. Рост и развитие леса. (10 часов)

    Тема 6. Искусственное лесовозобновление. (10 часов)

    Тема 7. Лесосеменное дело. Лесные питомники. (24 часа)

    Раздел V. Уход за лесом.

    Тема 8. Рубки ухода за лесом. (16 часов)

    Тема 9.Пользование лесом. Рубки главного пользования и естественное возобновление леса. (20 часов)

    Тема 10.Болезни леса и меры борьбы с ними. (16 часов)

    Раздел VI. Жизнь в лесу. Лесная кладовая.

    Тема 11.Лесные насекомые и борьба с ними. (20 часов)

    Тема 12. Лесные звери и птицы. Их роль в жизни леса. (10 часов)

    Тема 13. Грибы, ягоды, лекарственные растения леса. (6 часов)

    Раздел VII. Охрана леса.

    Тема 14. Охрана лесов от пожаров. (8 часов)

    Раздел VIII. Таксация леса.

    Тема 15. Таксация леса. (10 часов)

    Тематический план

    Тема

    Всего часов

    В том числе

    теоретические занятия

    практические занятия

    Введение.

    1.Охрана природы и экологический мониторинг.

    10

    5

    5

    2.Лес, как элемент географического ландшафта. Значение леса в жизни человеческого общества. Лесной фонд Смоленщины, местного лесхоза.

    8

    4

    4

    3.Основные древесные породы лесов России и Смоленщины, их хозяйственное значение.

    32

    14

    18

    4.Лес и среда. Учение о лесе как фитоценозе. Типы леса.

    16

    7

    9

    5.Рост и развитие леса.

    10

    5

    5

    6.Искусственное лесовозобновление.

    10

    4

    6

    7.Лесосеменное дело. Лесные питомники.

    24

    4

    20

    8.Рубки ухода за лесом.

    16

    6

    10

    9.Пользование лесом. Рубки главного пользования и естественное возобновление леса.

    20

    9

    11

    10.Болезни леса и меры борьбы с ними.

    16

    7

    9

    11.Лесные насекомые и борьба с ними.

    20

    10

    10

    12.Лесные звери и птицы. Их роль в жизни леса.

    10

    5

    5

    13.Грибы, ягоды, лекарственные растения леса.

    6

    3

    3

    14.Охрана лесов от пожаров.

    8

    4

    4

    15.Таксация леса.

    10

    4

    6

    ИТОГО:

    216

    91

    125

    Раздел I. Введение.

    Тема 1. Охрана природы и экологический мониторинг.

    Охрана природы - важнейшая задача лесного хозяйства. Готовность России участвовать в международных проектах по охране природы, экологическому мониторингу и рациональному использованию ее ресурсов. Значение и насущные вопросы лесного хозяйства России, Смоленской области. Деление лесов на группы по их народно- хозяйственному значению. Необходимость изучения леса в целях рационального использования его в хозяйственных нуждах. Обоснование важности профессии лесовода. Краткий обзор истории отечественного лесоводства. Вклад российских ученых в науку о лесе. Необходимость умножения лесных богатств родного края. Работа школьных лесничеств по охране леса. Структура управления лесным хозяйством. Заповедники и заказники, национальные парки.

    Практические занятия.

    1. Составление и ведение календаря фенологических наблюдений.

    2. Изучение дополнительной литературы.

    Раздел II. Понятие о лесе.

    Тема 2. Лес, как элемент географического ландшафта.

    Значение леса в жизни человеческого общества.

    Лесной фонд Смоленщины, местного лесхоза.

    Лес как элемент географического ландшафта. Значение леса в истории человеческого общества. Современное значение древесины как источника получения древесины. Особые свойства леса: водоохранные, почвозащитные, санитарно - гигиенические и др. Лесной фонд России и его мировое значение. Леса Смоленщины, их географическое и экономическое значение в настоящем и будущем. Проблемы разумного, полного использования леса, как существенного компонента окружающей среды и источника сырья для промышленности и строительства.

    Практические занятия.

    1. Изучение коллекции древесных пород нашей местности.

    2. Ведение фенологических наблюдений.

    3. Изучение дополнительной литературы.

    Раздел III. Хозяйственное значение леса.

    Тема 3. Основные древесные породы лесов России и Смоленщины, их хозяйственное значение.

    Краткая ботаническая, лесоводственная и экономическая характеристика местных древесных и кустарниковых пород.

    Хвойные породы: сосна, ель, лиственница и др.

    Лиственные породы: береза, осина, ольха и др. кустарники, особенности строения хвойных и лиственных пород.

    Практические занятия.

    1. Изучение древесных и кустарниковых пород нашей местности по гербарным экземплярам растений.

    2. Изучение коллекции вредителей сосновых и еловых лесов.

    3. Работа с определителями по распознаванию травянистых растений леса.

    4. Ведение фенологических наблюдений.

    5. Изучение дополнительной литературы.

    Тема 4. Лес и среда. Учение о лесе как о фитоценозе.

    Типы леса

    Учение о лесе как о фитоценозе. Типы леса. Влияние леса на климат. Влияние климата на распространение, видовой состав и продуктивность лесов.

    Значение влаги для жизни леса. Распределение осадков в лесу и на прилегающих открытых территориях. Влияние леса на поверхностный сток и уровень грунтовых вод.

    Влияние почвы и подстилающих грунтов на состав и рост насаждений. Почва и корневая система деревьев. Бактерии в лесу, их значение. Биологический круговорот азота и зольных элементов в лесу. Влияние отдельных древесных пород на почву.

    Влияние света на рост и развитие деревьев, и форму их крон, на плодоношение. Развитие подроста под пологом леса.

    Влияние ветра на форму кроны и ствола, корневую систему, плодоношение и распространение семян древесных пород.

    Влияние леса на состав атмосферного воздуха и почвы. Фитонциды и их значение.

    Понятие о типе леса как фитоценозе. Типы леса. Характеристика основных типов леса.

    Практические занятия.

    1. Изучение коллекции образцов почв.

    2. Ведение фенологических наблюдений.

    3. Изучение дополнительной литературы.

    Экскурсия в лес для определения типов леса по растительному покрову.

    Раздел IV. Лесовосстановление.

    Тема 5. Рост и развитие леса.

    Особенности роста деревьев отдельных пород. Формирование древостоев. Классификация деревьев в лесу по их росту.

    Основные возрастные периоды в развитии леса. Образование простых, сложных, чистых, смешанных, одновозрастных и разновозрастных насаждений. Их хозяйственная оценка. Лесоводственная роль подроста, подлеска, подгона.

    Смена состава насаждений в результате их развития, биологических особенностей пород, изменения условий среды и воздействия человек

    Смена пород: сосны елью и ели сосной, смена хвойных пород лиственными и обратный процесс.

    Регулирование процессов смен пород лесохозяйственными приемами.

    Практические занятия.

    1. Ведение фенологических наблюдений.

    2. Наблюдения в природе.

    3. Изучение дополнительной литературы.

    Тема 6. Искусственное лесовозобновление.

    Понятие о лесных культурах. Искусственное лесовозобновление как метод борьбы со сменой пород; повышение продуктивности лесов за счет реконструкции насаждений; введение быстрорастущих и ценных пород. Подбор древесно-кустарниковых пород для лесных культур. Схемы лесных культур и их типовые проекты для ближайшего лесхоза или данной области (республики, края).

    Подготовка лесных площадей под лесные культуры. Различные методы подготовки почвы. Нормы и способы высева семян и посадки. Посадочный материал. Виды удобрений, нормы и способы их внесения. Уход за культурами. Техника, применяемая при подготовке почвы для лесных культур.

    Практические занятия.

    1. Изучение растений по гербарным экземплярам.

    2. Изучение коллекции семян.

    3. Изучение коллекции образцов почв.

    4. Изучение коллекции удобрений.

    5. Оформление календаря наблюдений.

    6. Изучение дополнительной литературы.

    Экскурсия в лес для демонстрации лесных культур и лесокультурных машин и орудий.

    Тема 7. Лесосеменное дело. Лесные питомники.

    Необходимость широкого развития лесосеменного дела в связи с программой восстановления лесов. Сбор и обработка плодов и семян. Выбор древостоев и отдельных деревьев для сбора семян и плодов. Постоянные лесосеменные участки. Плюсовые деревья. Лесная селекция (примеры, опыты).

    Извлечение семян из плодов и шишек, их обескрыливание и очистка. Передвижные и стационарные сушилки для плодов и семян. Учет семян, способы хранения.

    Питомники постоянные и временные. Выбор места для них. Отделения питомника. Севообороты.

    Обработка почвы в питомниках для посева и посадки.

    Удобрения, нормы и порядок внесения в почву. Сроки посева. Стратификация семян. Способы и норма высева. Глубина заделки. Мульчирование почвы. Уход за сеянцами. Нормы выхода сеянцев. Выкопка и подготовка сеянцев к посадке. Способы посадки. Уход за культурами.

    Заготовка посадочного материала (саженцев, черенков и т. д.). Способы их хранения.

    Техника, применяемая в питомниках.

    Практические занятия.

    1. Выбор древостоев и отдельных деревьев для сбора плодов и семян.

    2. Сбор и обработка плодов и семян.

    3. Извлечение семян из плодов и шишек, их обескрыливание и очистка.

    4. Определение абсолютного веса, чистоты, всхожести и хозяйственной годности семян.

    5. Учет семян, способы хранения.

    6. Передвижные и стационарные сушилки для плодов и семян.

    7. Обработка почвы в питомниках для посева и посадки.

    8. Удобрения, нормы и порядок внесения в почву.

    9. Уход за сеянцами. Нормы выхода сеянцев. Выкопка и подготовка сеянцев к посадке. Способы посадки. Уход за культурами.

    10. Заготовка посадочного материала (саженцев, черенков и т.д.).

    11. Расчет потребности в семенах, саженцах и черенках при различных схемах посева и посадки. Составление примерного календарного плана работ в питомнике.

    12. Работа в питомнике.

    13. Ведение фенологических наблюдений.

    14. Исследовательская работа.

    15. Изучение дополнительной литературы.

    Экскурсия в лесхоз. Техника, применяемая в питомнике.

    Раздел V. Уход за лесом.

    Тема 8. Рубки ухода за лесом.

    Задачи рубок ухода. Экономические и биологические предпосылки рубок ухода. Рубки ухода как метод массовой селекции деревьев. Промежуточное пользование. Виды рубок ухода: осветления, прочистки, прореживания и проходные рубки. Факторы, влияющие на интенсивность и сроки повторяемости рубок ухода: состав, возраст, полнота, тип леса, бонитет насаждений.

    Наставление по рубкам ухода.

    Современные методы ухода за составом леса с применением химикатов.

    Санитарные рубки, их задачи.

    Техника и организация рубок ухода и санрубок. Подбор участков. Отвод лесосек. Отбор деревьев в рубку. Закладка постоянных пробных площадей и работа на них. Учет и приемка работ по рубкам ухода и санрубкам. Техника, применяемая при рубках ухода. Оформление документации.

    Практические занятия.

    1.Работа с документацией по рубкам ухода и санрубкам.

    2.Оформление документации по рубкам ухода и санрубкам.

    3. Ведение фенологических наблюдений.

    4. Изучение дополнительной литературы.

    Экскурсия в лес на участки, пройденные рубками ухода. Оформление документации по рубкам ухода и санрубкам.

    Тема 9. Пользование лесом. Рубки главного пользования и естественное возобновление леса.

    Общее понятие о рубках главного пользования. Классификация рубок.

    Элементарные понятия о ширине, форме и направлении лесосек, способах и направлении рубки.

    Сплошные рубки узкими лесосеками. Влияние узколесосечных рубок на микроклимат, почву и условия лесовозобновления.

    Концентрированные сплошные рубки, их ведущая роль в зоне основных лесозаготовок. Климатические и почвенные изменения на концентрированных вырубках.

    Естественное возобновление леса на вырубках и меры содействия этому процессу: оставление семенных куртин и семенников, сохранение подроста, очистка лесосек. Современные методы разработки делянок с сохранением подроста.

    Условно - сплошные рубки. Применение лесозаготовительной техники при рубках. Достоинства и недостатки сплошных рубок.

    Постепенные рубки. Порядок назначения деревьев в рубку и степень прореживания древостоев. Содействие естественному возобновлению.

    Применение постепенных рубок в еловых и сосновых лесах с учетом местных условий.

    Выборочные рубки, их принципиальное отличие от постепенных и сплошных рубок. Лесоводственное значение этих рубок.

    Практические занятия.

    1. Изучение коллекции образцов почв.

    2. Очистка лесосек.

    3. Ведение фенологических наблюдений

    4. Оформление дневника наблюдений, записей.

    5. Изучение дополнительной литературы.

    Тема 10. Болезни леса и меры борьбы с ними.

    (изучаются наиболее распространенные болезни леса в местных условиях)

    Краткие сведения о строении и особенностях биологии паразитных грибов, распространении, питании, росте, размножении их.

    Причины, способствующие возникновению грибных болезней древесных растений: ухудшение условий произрастания, механические повреждения, наносимые человеком, животными и насекомыми, влияние промышленных отходов.

    Ржавчина шишек ели. Плесневение семян.

    Наиболее распространенные болезни сосны в питомниках.

    Загнивание проростков, увядание и полегание всходов; засыхание и опадение хвои и листьев (обыкновенное и снежное шютте сосны и др.).

    Деформация побегов сосны (сосновый вертун).

    Смоляной рак (серянка) сосны обыкновенной, рак осины и тополя.

    Гнилевые болезни корней и стволов. Корневая губка. Белая паленая гниль хвойных и лиственных пород. Пестро- красная гниль ели (еловая губка).

    Основные профилактические, механические и химические меры борьбы с болезнями древесных растений.

    Практические занятия.

    1. Изучение (по гербариям) местных болезней древесных пород. Изучение строения грибницы и органов спороношения (на примере мукоровых грибов). Рассмотрение и зарисовка гименофора и спор грибов.

    2. Простейшее обследование леса для установления повреждений вредителями и заболеваниями местных пород, участие в борьбе и ними. Овладение приемами по технике безопасности при работе с ядовитыми веществами.

    3. Изучение болезней растений по гербарным экземплярам.

    4. Ведение фенологических наблюдений.

    5. Изучение дополнительной литературы.

    Раздел VI. Жизнь в лесу. Лесная кладовая.

    Тема 11. Лесные насекомые и борьба с ними.

    Значение насекомых для леса. Приспособленность насекомых- вредителей семян, хвои, листвы, древесины, корней, заготовленных лесоматериалов.

    Некоторые условия массового размножения насекомых: климатические факторы, антисанитарное состояние леса.

    Полезные насекомые - энтомофаги (пожиратели вредных насекомых: муравьи, жужелицы, тлевые коровки). Паразиты вредители- наездники, мухи тахины. Охрана полезных насекомых. Размножение муравейников в лесах.

    Обзор главнейших групп вредных насекомых (для ознакомления отбираются представители, наиболее типичные в местных условиях).

    Вредители семян древесных пород: шишковая огневка, шишковая листовертка, смолевка сосновых шишек, лиственничная муха.

    Меры борьбы при хранении семян и их высеве. Вредители питомников и молодняков. Вредители корней - восточный майский хрущ, проволочники.

    Меры борьбы с вредителями молодняков и питомников, соблюдение профилактики, систематическое опыление и опрыскивание, дезинфекция почвы, защита корневых систем, использование ядовитых приманок и заградительных каналов.

    Вредители стволиков молодых деревьев. Большой сосновый долгоносик, точечная смолевка, корнежилы, сосновый подкоровый клоп.

    Меры борьбы: соблюдение правил лесохозяйственной профилактики, создание смешанных культур, химическая защита корневых систем при посадке (против корнежилов). Хвоелистогрызущие вредители.

    Вредители хвои: сосновая пяденица, сосновые пилильщики, сосновый шелкопряд.

    Подкоровые вредители леса и лесоматериалов. Основные короеды на сосне: шестизубчатый и вершинный короеды, большой и малый сосновые лубоеды. Основные короеды на ели: типограф, гравер, полиграф.

    Усачи: черный сосновый, большой черный еловый, блестяще- и матовогрудые.

    Златки хвойных пород: синяя, четырехточечная. Долгоносики: сосновый стволовой долгоносик, еловый долгоносик.

    Меры борьбы: выполнение правил санитарного минимума в лесу, систематическая вырубка свежезаселенных деревьев, проведение санитарных рубок, химическая защита заготовленной древесины, хранящейся на лесных складах.

    Практические занятия.

    1. Изучение по коллекциям местных вредителей леса.

    2. Знакомство с типами и характером повреждений местных древесных пород.

    3.Фенологические наблюдения за полезными и вредными обитателями леса.

    4. Уход за муравейниками. Размножение муравейников.

    5. Изучение коллекции вредителей.

    6. Изучение коллекции насекомых.

    7 .Изучение коллекции семян.

    8 .Ведение фенологических наблюдений.

    9. Изучение дополнительной литературы.

    Тема 12. Лесные звери и птицы. Их роль в жизни леса.

    (для ознакомления берутся представители, наиболее типичные в местных условиях).

    Полезная роль позвоночных в лесном хозяйстве (уничтожение вредных насекомых и грызунов, распространение лесных семян).

    Лесные звери и птицы, представляющие промысловую ценность. Основные правила охоты. Борьба с браконьерами.

    Обзор видов птиц и животных, имеющих наибольшее значение в лесном хозяйстве: дятлы, поползень, пищуха, синицы, иволга, козодой, кукушка, клесты, барсук, еж обыкновенный, землеройки, летучие мыши.

    Привлечение и охрана лесных птиц. Создание условий для поселения и гнездования птиц. Роль искусственных гнездовий, привлечение лесных дуплогнездовиков. Значение зимней подкормки пернатых.

    Земноводные и пресмыкающиеся, обитающие в лесу, их значение.

    Практические занятия.

    1. Изучение отличительных признаков видов полезных птиц и животных по чучелам и живым объектам.

    2. Наблюдения за обитателями лесов в природе.

    3. Зимнее следопытство.

    4. Весеннее следопытство.

    5. Изготовление скворечников и дуплянок, развешивание их, организация зимней подкормки пернатых и пушных зверей.

    6. Ведение фенологических наблюдений.

    7. Изучение дополнительной литературы.

    Тема 13. Грибы, ягоды, лекарственные растения леса.

    (для ознакомления отбираются представители, наиболее типичные по местным условиям)

    Ягоды, грибы, лекарственные растения, их биологические особенности и хозяйственная ценность (пищевая, лекарственная). Ядовитые грибы, ягоды, травы.

    Практические занятия.

    1. Работа с определителем грибов, ягод.

    2. Подсчет (приблизительный) урожая грибов и ягод на определенной площади в школьном лесничестве.

    3. Работа с муляжами грибов.

    4.Работа с гербарными экземплярами растений.

    5. Работа с определителями по распознаванию травянистых растений леса.

    Раздел VII. Охрана леса.

    Тема 14. Охрана леса от пожаров.

    Ущерб, наносимый народному хозяйству лесными пожарами. Причины возникновения лесных пожаров. Сезонность лесных пожаров, их связь с типом леса, составом, возрастом и полнотой насаждений.

    Предупредительные противопожарные меры: очистка леса от захламленности, сжигание порубочных остатков, меры пожарной безопасности на лесозаготовках и т. д.

    Предупреждение распространения лесных пожаров. Противопожарные разрывы, минерализованные полосы. Средства наблюдения и обнаружения лесных пожаров: пожарные вышки, авиапатрулирование, наземное патрулирование. Сигнализация о пожарной опасности.

    Виды лесных пожаров и способы их тушения.

    Практические занятия.

    1. Ведение фенологических наблюдений.

    2. Изготовление плакатов, аншлагов.

    3. Изучение дополнительной литературы.

    Раздел VIII. Таксация леса.

    Тема 15. Таксация леса.

    Единица измерения и учета в лесной таксации; применяемые инструменты.

    Таксация отдельного дерева. Форма древесных стволов, способы определения объема стволов. Таблицы объемов стволов. Прирост дерева. Способы определения запаса древесины на определенной площади.

    Что такое таксация насаждений. Понятие о насаждении и его показатели: состав, форма, средняя высота яруса, полнота, возраст, бонитет, запас.

    Инвентаризация леса, ее разряды и методы. Техника разделения массива на кварталы и таксационные участки; основания для выделения участков. Знакомство с инвентаризационными документами.

    Практические занятия:

    1. Ознакомление с таксационными описаниями, планшетами, планами лесонасаждений ближайшего лесничества.

    2. Измерение диаметров и высот растущих и срубленных деревьев.

    3. Определение объема растущего дерева и бревна.

    Экскурсия на лесной склад, на лесопильный завод для ознакомления с видами лесоматериалов.

    Итоговое занятие: конференция.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie