Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Драматический театр»
Возраст обучающихся:7-17 лет
Срок реализации:1 год
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Булгакова Маргарита Николаевна
С.Остер,2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Драматический театр» разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);
- СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28);
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);
- Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Остерская средняя школа».
Направленность – художественная
Актуальность театрального искусства обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству.
Отличительными особенностями и новизной программы является системно-деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля; принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика); принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.
Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Программа создана на основе: - программы, методических рекомендаций, сборника упражнений А.П.Ершовой «Уроки театра на уроках в школе»; - программы, советов, разъяснений по четырёхлетнему курсу обучения в театральных школах, классах, студиях« Актёрская грамота – подросткам» А.П. Ершовой, Б.М.Букатова; - разработок социо - игровой методики обучения в трудах Б. М. Букатова и А. П. Ершовой: «Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя», «Педагогические таинства дидактических игр» и других статьях этих авторов; - обобщения опыта выдающихся педагогов, театральных деятелей, личного опыта.
Учреждение (адрес): муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Остерская средняя школа» (216537, Смоленская область, Рославльский район, село Остер, ул. Школьная, д.1
Адресат программы: Программа адресована детям от 7 до 17 лет всех категорий, в том числе детям с ОВЗ, инвалидам, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Программа доступна для детей, проживающих в сельской местности, мотивированных детей.
Сроки реализации программа – второе полугодие.
Занятия проводятся с группой 1 раз в неделю по 45 минут на сцене актового зала.
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мизансцены.
Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакль как итоговый проект.
Цель программы: формирование и совершенствование речевых умений и навыков детей через вовлечение их в театральную деятельность.
Задачи программы:
образовательные:
1. знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены; воспитывать культуру поведения в театре;
2. выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра;
развивающие:
1. развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память;
2. развивать умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами, выражающими основные чувства;
3. раскрывать творческие возможности детей, создать условия реализации этих возможностей;
4. развивать чувство ритма и координацию движения;
5. развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
6.развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
воспитательные:
1. воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру, наблюдательность средствами театрального искусства;
2.воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, то есть развивать коммуникативные навыки;
3. формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
К концу года занятий школьник должен знать:
- Что такое театр.
- Чем отличается театр от других видов искусств.
- Как зародился театр.
- Какие виды театров существуют.
- Кто создаёт театральные полотна (спектакли).
Иметь понятие:
- об элементарных технических средствах сцены,
- об оформлении сцены,
- о нормах поведения на сцене и в зрительном зале;
Должен уметь:
- выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене,
- образно мыслить,
- концентрировать внимание,
- ощущать себя в сценическом пространстве;
приобрести навык:
- общения с партнером (одноклассниками),
- элементарного актёрского мастерства,
- .образного восприятия окружающего мира,
- .адекватного и образного реагирования на внешние раздражители,
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- умение организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над выступлением, пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
- осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; позитивной самооценки своих актёрских способностей.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя.
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям, в инсценизации.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
-работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; понимать свой успех и неуспех;
-предлагать помощь и сотрудничество другим;
- слушать собеседника и слышать его;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-уметь слушать и слышать товарищей; понимать их позицию;
-осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные результаты:
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и - ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности.
Учебный план
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы контроля/ аттестации |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Основы театральной культуры |
1 |
1 |
наблюдение |
|
2 |
Театры на все времена |
1 |
1 |
творческий отчет |
|
3 |
Гимнастика чувств и пантомима |
2 |
2 |
зачетная работа |
|
4 |
Культура и техника речи |
4 |
1 |
3 |
собеседование |
5 |
Рождение спектакля |
11 |
2 |
9 |
спектакль |
Содержание учебного плана
Тема 1. Основы театральной культуры.- 1 час.
Теория. Что такое театр. Виды театрального искусства. Рождение спектакля. Театр снаружи и внутри. Культура зрителя.
Тема 2. Театры на все времена. – 1 час.
Теория. История зарождения театрального искусства в разных странах. Законы творческого подхода разных народов. Самые известные театры мира.
Тема 3. Гимнастика чувств и пантомима. – 2 часа.
Практика. Искусство пантомимы.
Практика. Театр - экспромт
Тема 4. Культура и техника речи. –4 час
Теория. Словарь театральных терминов. Понятие мизансцены. Мимика и жесты. Диалог и монолог. Голос – главный инструмент актёра.
Практика. Работа над сценической речью. Использование голосовых возможностей при озвучивании мультфильмов
Практика. Этюд «Взгляд в зал».
Практика. Декламация стихотворений
Тема 5. Рождение спектакля.- 11 часов.
Теория. Декорации, костюмы, грим, атрибуты на сцене.
Их роль в спектакле.
Теория. Музыкальное оформление спектакля.
Практика. Творим самостоятельно. Театральный словарь.
Практика. Становимся актёрами. Актёрское мастерство. Пробы на роль
Практика. Создание правдивого образа.
Практика. Работа над отдельными эпизодами.
Практика. Репетиция. Работа над отдельными сценами.
Практика. Костюмы. Подготовка костюмов.
Практика. Музыка Репетиция с музыкальным оформлением.
Практика. Постановка спектакля.
Календарный учебный график
№№п/п |
Месяц |
Форма занятия |
Количество часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
11 |
сентябрь |
видео-просмотр, беседа |
1 |
Что такое театр Виды театрального искусства. Рождение спектакля. Театр снаружи и внутри. Культура зрителя |
актовый зал |
наблюдение |
22 |
сентябрь |
виртуальная экскурсия |
1 |
История зарождения театрального искусства в разных странах. Законы творческого подхода разных народов. Самые известные театры мира. |
актовый зал |
собеседование |
33 |
сентябрь |
видео-просмотр, игры, - импровизация, - действия с воображаемым предметом, - пластические, ритмические, музыкальные игры. |
1 |
Искусство пантомимы |
актовый зал |
творческая работа |
44 |
сентябрь |
презентация, игра-импровизация |
1 |
Театр - экспромт |
актовый зал |
конкурс |
55 |
сентябрь |
речевые упражнения |
1 |
Словарь театральных терминов. Понятие мизансцены Мимика и жесты. Диалог и монолог. Голос – главный инструмент актёра |
актовый зал |
собеседование |
66 |
октябрь |
речевые упражнения |
1 |
Работа над сценической речью. Использование голосовых возможностей при озвучивании мультфильмов. |
актовый зал |
наблюдение |
7 |
октябрь |
речевые упражнения |
1 |
Этюд «Взгляд в зал». |
актовый зал |
конкурс |
88 |
октябрь |
речевые упражнения |
1 |
Декламация стихотворений |
актовый зал |
конкурс |
99 |
октябрь |
комплексное занятие |
1 |
Декорации, костюмы, грим, атрибуты на сцене. Их роль в спектакле |
актовый зал |
устный опрос |
110 |
ноябрь |
аудио-прослушивание, репетиция |
1 |
Музыкальное оформление спектакля. Театральный словарь |
актовый зал |
тестирование |
111 |
ноябрь |
творческая мастерская |
1 |
Творим самостоятельно |
актовый зал |
творческая работа |
112 |
ноябрь |
репетиция |
1 |
Становимся актёрами. Актёрское мастерство. Пробы на роль |
актовый зал |
конкурс |
113 |
декабрь |
репетиция |
1 |
Создание правдивого образа |
актовый зал |
наблюдение |
114 |
декабрь |
репетиция |
1 |
Работа над отдельными эпизодами |
актовый зал |
наблюдение |
115 |
декабрь |
репетиция |
1 |
Репетиция. Работа над отдельными сценами |
актовый зал |
зачет |
116 |
декабрь |
репетиция |
1 |
Костюмы Подготовка костюмов. |
актовый зал |
групповая работа |
117 |
декабрь |
репетиция |
1 |
Музыка Репетиция с музыкальным оформлением |
актовый зал |
наблюдение |
118 |
декабрь |
игра на сцене |
1 |
Постановка спектакля |
актовый зал |
спектакль |
Методическое обеспечение программы
Особенности организации образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
Руководитель кружка осуществляет постоянную связь с родителями обучающихся в творческом объединении детей. Это необходимо как для поддержки творческих начинаний ребёнка внутри собственной семьи, так и для достижения наилучших результатов в работе. Родители регулярно знакомятся с творческими успехами и достижениями своих детей, принимают участие в подготовке спектаклей, праздников.
Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакль как итоговый проект.
Постановки сказок, эпизодов из литературных произведений помогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобрести опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети обучаются выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом постановки спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения. Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме. Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними. Детям свойственно эмоциональное восприятие мира.
Театральное искусство опирается на эмоциональную сферу человека, его душу, духовность и является «почвой», на которой могут произрастать духовный, нравственно-эстетический потенциал учащихся.
Поэтому так важно сегодня средствами театрального искусства формировать и утверждать в подрастающем поколении эти качества как определяющие факторы личности. Театр выработал собственные средства влияния на человека. Этот вид искусства формирует умение видеть и понимать прекрасное, поскольку является особым видом искусства, синтезирующим в себе музыку, художественное слово, живопись, хореографию и многое другое. Поэтому влияние театра на человека многогранно: он действует на разные стороны человеческого восприятия комплексно, вызывая игру воображения, формируя образное мышление, что очень важно в пору становления личности.
Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а также координировать свои функции. Искусство театральной деятельности влияет на сложную систему чувств человека, вовлекает зрителя в действие, заставляет сопереживать, то есть принимать героя, оправдывать или осуждать его действия, мысли.
Театральный спектакль учит анализировать увиденное и услышанное, вырабатывает умение активно воспринимать, что крайне необходимо в процессе воспитания характера личности. Соглашаясь или не соглашаясь с героем, принимая его позицию и принципы, зритель сопоставляет происходящее с собой, собственным опытом, приходит к определенным выводам, дает мотивированную оценку не только сценическому действию, но и своим поступкам, убеждаясь или сомневаясь в их правильности. Таким образом роль, происходящая на сцене для реализации формулы «понято» – «пережито», «принято – «сделано», становится очевидной. Театральное искусство, демонстрируя мастерство творческого перевоплощения, вызывает потребность зрителя в собственном перевоплощении, в реализации собственных идей, то есть в творчестве.
Для реализации программы применяются следующие методы обучения:
-словесный метод: рассказ, беседа, дискуссия, объяснение, речевые игры, упражнения (скороговорки, чистоговорки, стихи, пословицы, считалки, загадки, небылицы, дразнилки);
-проблемно-поисковый метод применяется для постановки системы перспектив в самостоятельной работе воспитанников, построении мизансцен и взаимодействия партнёров на сценической площадке в этюдах-импровизациях.
-практический и игровой методы являются ведущими, на каждом занятии отводится большая часть времени на создание ситуации успеха через ряд упражнений и игр: «Снежный ком», «Голосовая имитация», «Страна Вообразилия» и др
-метод моделирования применяется для выстраивания этюдов игровых и сюжетов жизненных ситуаций, репетиции сказок, литературных произведений.
-исследовательский метод –создание ситуации творческого поиска и совместного нахождения лучшего решения сценического действия, анализа ремарок и комментариев автора, создание биографии образа персонажа.
- методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Педагогические технологии:
- Индивидуальное обучение, групповое обучение
- Развивающее обучение
- Игровая деятельность
- Здоровьесберегающая
Формы подведения итоговой и промежуточной аттестации
Методами мониторинга являются анкетирование, интервьюирование, тестирование, наблюдение, социометрия.
Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя:
традиционные формы контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, конкурсы;
итоговый – открытые спектакли, фестивали.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого обучающегося, раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.
Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.
Основными формами подведения итогов по программе является участие обучающихся театра – студии в конкурсах чтецов, театральных конкурсах, смотрах, постановках, фестивалях муниципального, регионального уровней.
Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности обучающихся, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики (рекомендации по использованию диагностических методик, анкет даны в приложении). Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогу лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения в группе, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению обучающихся, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу
Приложение № 1.
Методика изучения мотивов участия школьников в театральной деятельности.
Цель: выявление мотивов участия в театральной деятельности.
Ход проведения:
Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.
Для ответа на вопрос используется следующая шкала:
3 – привлекает очень сильно;
2 – привлекает в значительной степени;
1 – привлекает слабо;
0 – не привлекает совсем.
Что тебя привлекает в театральной деятельности?
1. Интересное дело.
2. Общение.
3. Помочь товарищам.
4. Возможность показать свои способности.
5. Творчество.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность проявить организаторские качества.
8. Участие в делах своего коллектива.
9. Вероятность заслужить уважение.
10. Сделать доброе дело для других.
11. Выделиться среди других.
12. Выработать у себя определенные черты характера.
Обработка и интерпретация результатов:
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);
в) мотивы престижа (пункты 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
Приложение № 2.
Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
(составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой
"Справочная книга школьного психолога")
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: "Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только "да" или "нет". Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак "+", если отрицательный, то "–". Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро".
Вопросы:
1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов:
1 6 11 16
2 7 12 17
3 8 13 18
4 9 14 19
5 10 15 20
Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:
-
низкий уровень – 0,1 – 0,45;
-
ниже среднего – 0,46 – 0,55;
-
средний уровень – 0,56 – 0,65;
-
выше среднего – 0,66 – 0,75;
-
высокий уровень – 0,76 – 1.
Приложение №3
Диагностическое обеспечение базового
образовательного минимума
Элементарные знания о природе театра
Вопросы:
1. Что означает слово «Театр»?
Слово «театр» переводится с греческого как «место для зрелища». «Театр» означает:
-
род искусства;
-
представление, спектакль;
-
здание, где происходит театральное представление.
2. Что такое коллективность?
С одной стороны, коллективность – это ответственность каждого за работу всего коллектива, уважение к партнерам, зависимость друг от друга. С другой стороны, театр по своей природе искусство общественное, требующее коллективного восприятия. Театр не может существовать без зрителей, которые создают вокруг спектакля определенную общественную среду.
3. Что такое синтетичность?
Синтетичность – это взаимодействие театрального искусства с другими видами искусства (музыка, танец, живопись). Основоположники синтетического театра – В.И. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Б.Брехт.
4. Что такое актуальность?
Актуальность, с одной стороны, - это востребованность спектакля в определенное время в определенном месте. С другой стороны, - это сиюминутность. Театр воздействует на зрителя путем приобщения его к тому, сто происходит на сцене и чему зритель становится непосредственным свидетелем.
5. Какие вы знаете виды искусства?
Музыка, живопись, скульптура, архитектура, танец, кино, театр.
6. Какие типы театров вы знаете:
Драматические, оперные, балетные, театры промежуточными формами.
Знание основной театральной терминологии. КРОССВОРД «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ…»
По горизонтали: 1. Один из персонажей итальянской комедии, первоначально простак, увалень, позднее – слуга, хитрец в костюме из разноцветных треугольников.
2. Осветительный прибор с оптическим устройством, концентрирующим световые лучи от источника света в направленный пучок.
3. Архитектурно выделенный на фасаде вход в здание на сцене – вырез в передней стене сцены, отделяющей ее от зрительного зала.
4. Плоские части театральной декорации, расположенные по бокам сцены параллельно или под углом к рампе.
5. Расположение актеров на сцене в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в те или иные моменты спектакля.
По вертикали: 6. Театральная осветительная аппаратура, установленная на полу сцены вдоль ее переднего края, предназначенная для освещения сцены спереди и сзади. 7. Часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал (перед занавесом). 8. Возражение, ответ, замечание на слова говорящего собеседника. Фраза, которую актер произносит в ответ на слова партнера.
Ответы:
по горизонтали: 1. Арлекин. 2. Прожектор. 3. Портал. 4. Кулисы. 5. Мизансцена.
по вертикали: 6. Рампа. 7. Авансцена. 8. Реплика.
Постижение основ актерского мастерства
Вопросы к устному опросу.
1. Что такое этюд?
Этюд – это упражнение, в котором есть содержание жизни, отрезок жизненного процесса.
2. Какие качества необходимы актеру, чтобы быть на сцене выразительным?
Воля, активность, внимание, память, ловкость, ритмичность, координация, подвижность.
3. Перечислите этюды, которые помогают в совершенствовании актерского мастерства.
Этюд на любую домашнюю работу; этюд на три заданных слова; этюд «Люди, звери, птицы»; этюд «Молча вдвоем»; этюд из школьной жизни; этюд с музыкальным моментом; этюд по репродукции картины; этюд на тему «Люблю и ненавижу»; этюд по интересному факту; этюд на общественную тему; этюд по басне (сказке); этюд на свободную тему.
4. Навыки наложения сценического грима:
-
Техника наложения простого грима.
-
Наложение характерного грима.
Материально-техническое обеспечение программы
1.Технические средства обучения:
микрофоны;
мультимедийный проектор (общешкольный);
персональный компьютер для учителя (ноутбук);
аппаратура для музыкального оформления.
2. Экранно-звуковые пособия:
аудиозаписи;
видеофонд записей постановок театров;
видеофильмы по тематике программы;
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
3. Материалы и инструменты:
стулья;
реквизиты, театральные костюмы;
декорации;
ширмы (стационарные, передвижные).
4. Помещение для занятий:
Зал (сценическая площадка) – актовый, оборудованный сценической площадкой, зрительскими местами, для проведения спектаклей, репетиций, мероприятий и занятий.
Список литературы
1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - М.: 2013. – 238с.
2.Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 –р.
3. Буйлова, Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. - 2015. - № 15. — С. 567 - 572.
Литература для педагога:
1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.- 293 с.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3. Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.- 144 с.
5. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.- 567 с.
6. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.-292с.
7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.-334с.
8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.-112с.
11.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.-197с.
14. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. –М.: Просвещение, 2006.-224с.
15..
16.Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989. -151с.
18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.-21с.
19. Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.-303с.
22. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000. - 72с.
Литература для детей:
1. Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005.-16с.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004.-94с.
3. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.-158с.
4. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003.-135с.
5. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.-91с.
6. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.-191с.
9. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004.-194с.
10. Эфрос А.В. Репетиция-Любовь моя. - М.: 2001.-319с.